Краткая история храма памятника Спас на Крови в Петербурге, построенного на месте гибели Александра II

Изображение Спаса на Крови
Обновлено:

Храм Спаса на Крови история создания

Храм памятник Спас на Крови в Санкт-Петербурге стоит на Екатерининском канале, который при большевиках переименовали в канал Грибоедова. Александр III принял решение о постройке храма Спаса на Крови на следующий день после гибели отца. Деньги на строительство храма Спаса на Крови собирали всем миром, 4 миллиона 650 тысяч серебром ушло на строительство храма, причем 650 тысяч это пожертвования народа, жителей 134 городов и губерний российского государства, гербы этих городов и губерний расположены на колокольне храма.

gerby-gorodov-i-gubernij-na-kolokolne-hrama

Еще 3 миллиона добавляют на украшения храма, на кресты с топазами, покрытых сусальным золотом. Церковь Спаса на Крови построена на месте гибели Александра II и была задумана как мемориал в память об убиенном императоре. В церкви не проводились обряды крещения и отпевания покойных, это был придворный храм дома Романовых, он был освящен 19 августа 1907 года и был третьим храмом, после Исаакиевского и Христа Спасителя, который содержался за счет государственной казны.

Купола храма Спаса на Крови

Проект разработали архитектор Парланда и архимандрит Малышев, декоративные таланты отца Игнатия Малышева и Альфреда Парланда, заметные даже в мельчайших деталях убранства собора, наиболее ярко раскрываются в куполах Спаса на Крови, это не случайно. В записке, сделанной одним из архитекторов, это объясняется так: «Существует народное убеждение, что Ангел Божий стоит у каждого церковного креста и передает все молитвы, сказанные в церкви, на престол Всевышнего, вот почему часть молитвы святого Василия Великого помещена на самую вершину колокольни под карнизом золотого купола, увенчанного крестом. Слова молитвы такие: «Царь Бессмертный, прими наши молитвы ... и прости нам все наши грехи в действиях, словах и мыслях, совершенных вольно или невольно».

Разноцветные купола храма Спаса на Крови, покрытые эмалью мастера Александра Постникова (известного московского владельца ювелирной мастерской), считаются одним из самых замечательных элементов собора. В Санкт-Петербурге в этот период было много ювелирных мастерских и предприятий, производящих серебряную и эмалевую церковную утварь, представляющую большую художественную ценность. Среди них был филиал фирмы Сазикова, которая производила серебряные и золотые церковные таблички для освящения Исаакиевского собора, мастерские по гравировке серебра торгового дома Морозова, известная в Санкт-Петербурге ювелирная мастерская братьев Грачевых, некоторые фирмы Дома Фаберже, а также городские мастерские «Серебряные ряды».

Продукция ювелирных мастерских Moscom была хорошо известна в Санкт-Петербурге: ее мастера придерживались русского национального художественного стиля и широко использовали эмалевые украшения. Не каждое предприятие, даже при условии его переоснащения, могло производить такие большие изделия, как купола собора, так как для их обжига даже по частям требовались специальные печи.

Покрытие полукруглых поверхностей медных куполов эмалью стало своеобразным технологическим достижением и если добавить к этому исключительную равномерность, долговечность эмалевого покрытия и интенсивность его цветов, то эту работу по праву можно назвать технологическим чудом. Комитет по строительству собора изначально отказывался принимать фантастическую идею архитекторов по финансовым причинам, но, к счастью, брат императора, великий князь Владимир Александрович, внес вклад в увековечение дела своего отца: вскоре разноцветные купола собора заблестели на солнце.

raznocvetnye-kupola-hrama-spasa-na-krovi

Все архитектурные декорации карниз, кокошники из зеленой яшмы (из которых был сделан саркофаг Александра II) и шатровая крыша из агата были сделаны на корванском заводе. Вся резьба по камню была сделана на екатеринбургской фабрике – здесь же были изготовлены все детали из родонита, а именно: цветы между рядами кокошников и невысокая балюстрада вокруг навеса. Великолепная яма из яшмы зеленоватого оттенка на основе из родонита, три креста с огранкой, горный хрусталь, который обрамляет кокошники из центральных и главных иконостасов были также изготовлены на екатеринбургской фабрике. Церковь Спаса на Крови в Санкт Петербурге превратилась в своеобразную сокровищницу минералов и драгоценных камней, его уникальность и непревзойденность в площади, покрытой мозаичными рандами, а также в количестве и разнообразии используемых драгоценных камней.

Спас на Крови мозаика внутри

Храм Спас на Крови в Петербурге построен в стиле старых русских церквей допетровской эпохи, причудливая мозаика храма на крови, созданная по эскизам Нестерова и Васнецова составляет удивительное украшение. В 1894 году было решено вместо живописных полотен набирать полотна из мозаики, вся мозаика храма Спас на Крови была набрана из кусочков смальты, а смальта это непрозрачное цветное очень плотное стекло, его готовят по специальной технологии. Варят стекло и добавляют оксиды металлов, они дают стеклу цвет, получается цветная смальта потом набивают маленькими кубиками и набирают изображение из смальты.

mozaika-v-hrame-spasa-na-krovi

Существует несколько способов набора мозаики, был выбран обратный, который ускоряет и упрощает набор мозаики. Берется живописное полотно, оно переводится на кальку, кальку потом делят на несколько частей, на обратную сторону кальки мастер наклеивает смальту, получается зеркальное изображение произведения, затем каждую часть рисунка заключают в деревянную раму. Наносится цементный раствор, когда раствор застывает, переворачивают, кальку смывают и затем каждую часть плитки из смальты монтируют к стене, смальту мастер аккуратно вдавливает в цементный грунт. Смальта точно подобрана по цвету, сложные цветовые переходы, нюансы, полутона передает смальта, поэтому оттенков уже несколько тысяч. Швы затирают цветным воском, а затем поверхность еще шлифуют, полируют до зеркального блеска, когда внимательно смотришь на картину из смальты видно, что она состоит из нескольких частей.

При строительстве храма Спас на Крови известны интересные факты: работало сорок мастеров, набирали алмазную мозаику в храме Спаса на Крови в течение 12 лет в мастерской братьев Фроловых, это была первая частная мастерская, которая выиграла конкурс и получила такой большой заказ. А вот живописные полотна выполняли 32 художника (эскизы для Спаса на Крови мозаика ), поэтому по стилю все изображения отличаются друг от друга.

Центральное место занимают работы Николая Николаевича Харламова, по эскизам Кошелева выполнена икона Преображение. Иисус Христос стоит на золотом фоне, выполнена она из золотой смальты и называется смальта кантарель, ее получают с добавлением сусального золота запаянного между стекол, она мерцает, переливается, создается впечатление, что божественный свет исходит от образа Иисуса Христа. Кажется, что изнутри включили подсветку, но это смальта, в центральном куполе, на высоте 45 метров, находится икона Пантократор, с греческого переводится Вседержитель, лик Христа с большими глазами и в какой бы части храма вы не стояли, будет казаться что Всевидящий Христос смотрит только на вас. Он на синем фоне в своде купола, высота его 81 метр, Александр II погиб в 81-ом году.

В отделке фасада использованы мрамор, кирпич, гранит, глазурь, эмаль, пять куполов храма выступают символом Иисуса и четырёх евангелистов, колокольня, возведенная в западной части, имеет восемь арочных проёмов, она увенчана куполом, покрытым разноцветной эмалью. В конце XIX века соорудили широкое покрытие через Грибоедовский (Екатерининский) канал напротив колокольни, его отделали брусчаткой, так образовалась площадь перед храмом.

Фасад Спаса на Крови пестрит декоративными украшениями, что не характерно для Петербурга с его классическими архитектурными сооружениями, но если учесть стиль в котором построена церковь, то вся её декоративность имеет сакральный смысл и характер, потому что в древних строениях не было ни одной лишней детали.

Так в украшениях икон присутствуют шести лепестковые цветы, равносторонние кресты в круге, все это взято из далёких знаний предков, такие же символы можно встретить на древних памятниках Востока. Распустившийся цветок символизирует расцвет и развитие от сердцевины, равносторонний крест в круге представляет расширение Вселенной от точки во все стороны света, всё совпадает с физической теорией большого взрыва.

Центральное крыльцо храма защищено от осадков навесом, который поддерживают балясины, балясина символ дубины древнего бога Перу, нас она защищает, как и «громовики» в крестьянских избах, от молний и различных физических и мистических катастроф.

Сень в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Главным местом Спаса на Крови внутри является Сень, под которой сохранена часть Екатерининского (Грибоедовского) канала, состоящей из булыжной мостовой и черной решетки на которую упал смертельно раненный император Александр II. Во время строительства храма, все было упаковано в ящики и хранилось в часовне на Конюшенной площади, после завершения строительства, все было перенесено в храм.

sen-v-hrame-spasa-na-krovi

После взрыва Александра II откинуло на черную решетку, потом его положили на сани и привезли в Зимний дворец, где он не приходя в сознание, скончался. Над сенью высота колокольни 62 метра, Александр II погиб когда ему было 62 года, снаружи храма, параллельно сени под окном, мозаичный крест Спасителя. Вся мозаика вокруг сени рассказывает о страсти Христовой, те события, которые принесли Христу языческие и духовные страдания в последние дни его земной жизни и проводится параллель-мученическая смерть Христа на кресте и мученическая смерть царя Александра II.

Первоначально Сень Спаса на Крови была вырезана из яшмы российскими камнерезами, крест на сени был с топазами, покрытый сусальным золотом в инкрустации 112 драгоценных камней. Над сенью было сделано голубое небо из мозаики, звезды были составлены из драгоценных камней более 30 видов. В 1930 году храм закрывают, сень разбирают и когда разбирали сень разбили шатер и свод из драгоценных камней, поэтому от нее осталось только 4 яшмовые колонны и два звена розовой балюстрады, крест сейчас это латунь.

Царские врата в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Царские врата Спаса на Крови полностью восстановлены в 2012 году, верхняя часть кокошники их украшали раньше кресты из горного хрусталя в золоченой оправе с алмазной огранкой ( сейчас их нет). Выполняли потрясающую работу 4 мастера, провели тысячу опытов и воссоздали точно такие же врата, по старым технологиям, 200 килограмм серебра ушло на царские врата.

carskie-vrata-v-hrame-spasa-na-krovi

Это серебро с позолотой на дубовой основе, весят они почти 600 килограмм, а в высоту достигают 3 метра, богато украшенные образами из ювелирной эмали, мрамора и серебра. На столбиках с куполами расположены самые маленькие мозаичные иконы Афонских святых, они расположены по 3 на каждом столбике, всего их 12, это был подарок Александра 3 этому храму.

Пол в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме Спас на Крови в Санкт Петербурге внутри под ногами итальянский мрамор, который привозят в Петербург и на месте складывают по рисунку архитектора, это техника флорентийской геометрической мозаики, составляет его 45 мозаичных камней.

pol-v-hrame-spasa-na-krovi

Во время закрытия храма было овощехранилище на уникальном полу.

Разграбление храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В 1930 году было принято решение о закрытии храма, были выбиты окна, был большой перепад температуры, стала распадаться мозаика и простоял храм так 40 лет. Здание было передано обществу политкаторжан, которое не знало что с ним делать, Ленинградское областное управление культуры решило разобрать все здание на части. Внутреннее помещение храма было осквернено ободрано и разграблено, представители новой власти вывезли всю золотую и серебряную утварь, из храма исчезли ценнейшие иконы. Разобрать строение на части не смогли, крепкое здание, построенное на народные пожертвования всей дореволюционной России, сохранили высшие силы. Спас этот храм бывший директор Исаакиевского собора, который занимался этим вопросом 20 лет, он пытался присоединить храм к Исаакиевскому собору, сделать его филиалом Исаакия и это получилось в 1970 году. Началась сразу реставрация храма Спаса на Крови и она заняла больше времени чем строительство, 27 лет реставрировали храм. В храме Воскресения на Крови все иконы подлинные, их размывали от пыли и грязи и потом реставрировали, больше всего пострадала икона на главном куполе икона Пантократор.

ikona-pantokrator-v-hrame-spasa-na-krovi

Во время войны в нее попал снаряд, который не взорвался и обнаружили его случайно через 20 лет в 1961 году, вызвали саперов, они поднялись на высоту 45 метров и на тросах спустили снаряд весом 160 килограмм.

В 1997 году храм открыли как музей и назывался он Музей Русской Мозаики, в 2004 году храм был освящен, службы сейчас проводятся в храме Спаса на Крови в обычном режиме, по графику, можно приходить как в обычный храм.

Взрыв храма на крови

Тогда, в далёком 1938 году, было решено взорвать храм, это мероприятие наметили провести в 1941 году, мотивация управления культуры была проста, объект не представлял никакой культурной и исторической ценности. В храм заложили взрывчатку, но взорвать не успели, началась война, во время блокады Ленинграда в здании разместили морг. Трупы, умерших от голода ленинградцев и погибших от бомбежек, складывали в помещении штабелями, так Спас на Крови оправдал свое народное название.

Следующий эпизод произошёл в 1956 году, при правлении Хрущева, под предлогом прокладки транспортной магистрали, церковь решили снести, но опять произошло непредвиденное. В последний момент власти города отказались от этой затеи, мистики той поры утверждали, что спасла храм кровь блокадников обагрившая все стены и подвалы.

За советский период в Санкт-Петербурге было уничтожено более ста церквей, но Спас на Крови выстоял и продолжает радовать своей красотой.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение